Штамп — это однажды и навсегда установленные формы выражения, чувств и сценического переживания, когда актеры подходят к разрешению сложных душевных процессов с внешней стороны. То есть, копируют внешний результат переживания. Это раз навсегда зафиксированная маска чувств. Она скоро изнашивается на сцене, теряет, свой ничтожный намек на жизнь и превращается, в простой внешний знак.

Опасная зона штампа заключается в том, что он навсегда садится на всякое пустое место роли, не заполненное живым чувством, более того-очень часто он выскакивает вперед до пробуждения чувства и загораживает ему дорогу.

Откуда же эти штампы появляются? Их берут из жизни и у знаменитых мастеров сцены все эти действия оправданы чувством, а у «ремесленников» и не опытных актеров превращаются в механическое копирование внешних приемов.

На сцене же надо действовать внешне и внутренне, а не пытаться думать о чувствах, насиловать их, а вот наигрыш чувств, страстей и образов-самые верные признания ремесла.

В сценическом искусстве существуют три главных направления:

  1. Ремесло
  2. Искусство представления
  3. Искусство переживания

В чем же их сущность и каковы их различия?

Ремесло. «Ремесло, как уже говорилось, имеет дело не с внутренним чувством, а с его внешним результатами. Например, у европейцев любовь выражается воздушными или настоящими поцелуями, прижиманием к сердцу своей или чужой руки, коленопреклонениями, закатыванием глаз кверху и т.п., а у узбеков иначе, т.е., через взгляд. Он и она смотрят друг на друга, затем она отводит или опускает глаза.

Волнение выражается быстрым хождением взад и вперед, стуком по столу, дрожанием рук и т.д. Ремесло потому и ремесло, а не искусство, что в нем отсутствует человеческое переживание.

Искусство представления — потому и не искусство, что его творчество зарождается через процесс подлинного переживания. Артисты, придерживающиеся этого направления, переживают роль не на сцене, на репетициях или дома, один или несколько раз, для того чтобы подметить внешнюю, телесную форму естественного воплощения чувства. Актер запоминает не самые душевные переживания, а их физические воплощения /интонацию, мимику, жест и т.д.

В искусстве представления процесс переживания является лишь одним из этапов искания формы роли. Актеры этого направления не признают переживания на самой сцене.

Короче говоря «актер» не живет. А играет, он остается холоден к предмету своей игры, но искусство его должно быть совершенно.

Искусство переживания. Оно связано, прежде всего с внутренней стороной роли. Актеры этого направления стремятся 19 найти и зародить в самих себе элементы чувства, родственные душе изображаемого ими лица. Процесс переживания для них является главным моментом творчества. Цель искусства переживания заключается в создании на сцене внутренней жизни и изображаемого лица, и в отражении этой жизни в художественной сценической форме.

  • Изучение элемента «действие» должно проходить по следующим этапам:
  • Первый этап — целесообразное, обоснованное, продуктивное, подлинное действие;
  • Второй этап — «если бы», предлагаемые обстоятельства.