К.С. Станиславский пишет, что активность проявляется на сцене в действии, а в действии передается душа роли, и переживание артиста, и внутренний мир пьесы.

  • По действиям и поступкам, мы судим о людях, изображаемых на сцене, и понимаем, кто они.
  • Для подтверждения этого положения можно приступать к упражнениям-практическим занятиям.
  • Научить студента действовать целесообразно, обоснованно, продуктивно.

Упражнения:

Студентам по очереди дается каждому задание не намечая заранее цели действия.

  1. Осмотреть комнату. Измерить ее шагами.
  2. Подслушать. Подсмотреть что-либо.
  3. Найти какой-нибудь предмет, спрятать его.
  4. Закрыть, открыть дверь.
  5. Переставить мебель.

Студенты, не имея цели, не наметив, зачем надо производить данное действие, как правило, пытаются поспешно закончить его. Педагог же должен требовать их побыть на «сцене» подольше. Студенты не будут слушать, откажутся, да и не смогут больше действовать. Тогда можно начинать разбор примерно в таком плане:

Большинство из вас сейчас действовали правдиво, но вы пытались поскорее закончить действие. А почему? Вы, действуя, не знали, для чего это надо было делать, на чем задерживать внимание и действие, у вас оно обрывалось или переходило в механическое. У вас не было определенной цели. А на сцене нельзя действовать «вообще», а надо действовать обоснованно, целесообразно и продуктивно.

Подлинные, логичные, целесообразные действия рождают подлинные, логичные чувствования. Раз вы логически, подлинно действуете, можете ли вы не логически, не подлинно чувствовать?

Ведь в тот момент, когда вы начинаете действовать, вам непременно захочется оправдать его-значит-рядом с линией подлинных и логичных действий рождается линия оправдывающих — логичных, подлинных чувств.

Упражнения:

Предложить студентам проделать те же действия по заданиям, но наметив их цель т.е. зачем, для чего нужно совершать эти действия.

Так, например, предложить осмотреть комнату, в трёх различных случаях:

Вы осматриваете эту комнату, она вам нравится, решили ее снять на лето. В этой комнате, с выходом на улицу, вы хотите открыть магазин продовольственных товаров, вы знаете, как их расположить. Вы желаете произвести обмен на комнату в новом районе города.

Естественно, что каждый раз вы будете действовать по-разному в зависимости от цели и причины. Надо как можно больше давать упражнений такого рода. Чтобы выработать привычку к жизненному, человеческому действию на сцене.