Актер должен уметь пользоваться своей эмоциональной памятью, находиться в предлагаемых сценических обстоятельствах аналогичные чувства с ранее пережитыми в своей жизни. В каждом воспоминании о пережитом надо уметь схватывать саму сущность главное в воспоминании о пережитом.

Каждый человек в своей жизни видел и пережил не одно, а много событий, вызывающих у него однородные чувствования. Большинство событий в нашей жизни забывается именно потому, что они никогда не повторяются в совершенно одинаковой форме. А те, что сохраняются в нашей памяти не во всех подробностях, а лишь в отдельных чертах, деталях, более всего привлекших тогда внимание человека.

«Из многих: таких оставшихся следов пережитого образуется одно большое, сгущенное, расширенное и углублённое, воспоминание об однородных чувствованиях» — писал К.С. Станиславский. В этом воспоминании нет ничего лишнего, а лишь самое существенное, это синтез всех однородных чувствований. И чтобы пользоваться этим «синтезом» необходимо развивать эмоциональную память, актёр должен научиться, по своему желанию, вызывать к действию заложенные в ней воспоминания... Вызванные повторные воспоминания переходят в чувства, которыми актёр и начинает жить, перенося их в аналогичные предлагаемые обстоятельства.

Сила, и качества эмоциональной памяти имеют очень большое значение. Чем острее, точнее сила эмоциональной памяти, тем ярче и наши повторные чувства и переживания.

Повторные чувства бывают разные по силе, которые зависят от того, насколько глубоко было потрясение в момент события, какова глубина впечатлений, эта глубина обуславливается вниманием, степенью проявленного интереса интенсивностью чувства, длительностью события, непосредственность впечатления и т.д. Все это влияет на силу и качество эмоциональной памяти.

Например:

1. Вы получили публичное оскорбление. Внутреннее потрясение при этом было "так велико,, что вам ничего не поможет, чтобы пережить аналогичные чувства на сцене...

2. Вы купили цветы, а при встрече с подругами сказали, что вам их подарил знакомый. Но одна из подруг видела, как вы покупали их в цветочном магазине. Здесь тоже ложь но переживания в данном случае слабой силы. И чтобы восстановить их, на долю мастерства выпадает (ловко лгать, легко выйти из положения) большая работа. Практика актёрского мастерства показывает, что слабая эмоциональная память, вызывающая едва ощутимые, призрачные повторные чувствования непригодны для сцены, так, как вызванное ею чувство мало заразительно, едва заметно и не доходит до зрителя.