Окружающая нас обстановка, свет, звуки, декорации влияют на нашу эмоциональную память, на чувство. Внешние манки актёр должен искать в самой действительности, в природе в обыденной жизни, — всюду живут настроения, а в них манки для нашего чувства. И на сцене все постановочные эффекты — свет, шумы, обстановка, — когда они внутренне связаны с душевной жизнью действующих лиц представлений, влияют на переживания и психику исполнителя.

Вообразите: кругом тьма, белая фигура её выделяется в темноте, пятна света на полотне и,на её одежде-красиво, таинственно и страшно.

Например: Площадь «Мустациллик» в дни праздника «Мустациллик» и площадь «Халцлар Дустлиги» во время празднования. «Наврузи олам» наряжается, празднично и очень эмоционально действуют на исполнителей и зрителей.

Итак, внешними манками являются: обстановка, свет, звуки, декорации, а так же мизансцена.

Упражнения обстановка, как внешний манок

1. Педагог сам меняет обстановку в учебной аудитории, спрашивая студентов после каждой перемены: какие воспоминания эмоциональной памяти и какие повторные чувствования вызывает данная обстановка, после того, вызвав одного или нескольких студентов, он предлагает начать действовать в этой обстановке:

  • A) разбросать вещи, ручки, тетрадки и другие предметы;
  • Б) связать узлы, книги, стол со стулом, поставить сумки и т.д.;
  • B) поставить стулья на столы, положить веник, рядом наметённый мусор, поставить тут же ведро и положить тряпку.

2. Педагог предлагает студентам самим менять обстановку и действовать в ней. Приведу такой предмет воздействия обстановки на чувства.

Упражнения на свет, как внешний манок. Создав обстановку (обычную уютную комнату) вызовите несколько студентов и предложите им занять положения соответственно их желанию. Затем начните менять свет (яркий, полусвет, темнота). После каждой смены света спрашивайте, какие эмоциональные воспоминания и какие повторные чувства вызывает свет.

Упражнения на звуки, как внешний манок

1. Создав обстановку (можно в той же комнате, что и в предыдущем упражнении), предложить студентам расположиться в этой комнате по собственному желанию. Затем начать при помощи магнитофона демонстрацию звуков (выстрел автомата, пение птиц, стуки в дверь, лирическая музыка, плеск морской волны, вой ветра и т.д). Также как и в предыдущем упражнении опросить студентов, какие эмоциональные воспоминания возбуждали у них данные манки звуки.

Звуки, шумы помогают исполнителям во время репетиции и представления. Даже этюды студентов с соответствующей музыкой смотрятся интересно. Невозможно представить себе театрализованные представления праздник «Мустациллик», «Навруз Олам» и другие праздники без обстановки, света, звука. Звуки, света, обстановка открывают путь к правде и являются возбудителями эмоциональной памяти.

2. Предложить студентам самим придумать упражнения, вводя в них комплекс внешних манков (сразу всё: обстановку, свет, звуки). Актер создает себе мизансцену в зависимости от постановленной перед ним задачи, от выполняемого действия, настроения и переживания. Но с другой стороны, мизансцена, возбуждая эмоциональную память, вызывает в актере настроения и переживания.