Чтобы предать на сцене или на экране, то или иное чувство, нужно проникнуть в его природу, то есть понять логически, что делает человек в данном состоянии.

А чтобы — это понять, актер обычно обращается к своему жизненному опыту, вспоминая, когда-то им пережитое, прочувствованное или к литературе, или окружающей действительности.

Актеру нужно уметь из ряда физических задач действий, связанных логически и последовательно, создать само состояние человека (но не играть само состояние, так как это приведет и штампу). При создании логической последовательности внешней линии физических действий внутри нас, рождается параллельно с этой линией, линия логики и последовательности наших чувствований. Прежде чем родится, внешняя линия физических действий рождается сначала в сознании актера, а уж потом переходит в действие.

«Прежде чем принять решения, писал К.С. Станиславский, человек до последней степени активно действует внутри себя, в своем воображении... он мысленно выполняет намеченные действия... и едва сдерживает в себе внутренние позывы к действию стремящиеся к внешнему усложнению внутренней жизни».

Упражнения:

Студентам следует предложить наметить физические действия, которые в своей совокупности образуют состояния: ожидание, ревность, любовь, зависть, скупость, ненависть, жадность, радость, гнев, ярость, насмешку, отвращение, презрение, виновность, гордость, притворство, упрямство, беспокойство, печаль, отчаяние.

1. Наметить физические действия, образующие состояние ожидания: смотрю, не идет ли, проверяю сколько времени; вспоминаю, на который час условились о встрече; восстанавливая картину последней встречи и разговор: снова смотрю на часы, стараюсь отвлечь себя от мысли ожидания, занимаю себя каким-нибудь делом (например, включаю телевизор, не могу смотреть); стараюсь, но не могу ничего сделать, снова смотрю на часы; прислушиваюсь, не идет ли, и т.д.

2. Наметить физические действия, образующие состояния ревности (т.е. любовь и подозрения): фиксирую внимание на их поведении: оцениваю показавшееся мне: хочу проверить; скрываю опасения; вновь взвешиваю, оцениваю; сравниваю себя с соперником, пытаюсь уточнить возникшие подозрения; стараюсь заставить сознаться «виновную»; отвлекаю ее подозрения, что я что-то знаю; хочу выследить, пытаюсь в беседе заставить проговориться; выдать себя на очной ставке, уличить и т.д.

Студентам следует записывать физические действия, выразительно, образно, метко определяя их названия. Это будет побуждать их. к глубокому анализу своих чувств. Необходимо также требовать, чтобы студенты мысленно выполняли все эти действия, как до записи, так и после. Когда они мысленно совершают эти действия правильно, искренне, вдумчиво, обоснованно, то ощущают сначала правду внешнюю, а она, -правда, -приблизить их к тому чувствованию, состоянию, которые они выражают внешними действиями.