Если имеются внутренний материал и объект, с которым надо общаться, необходимо найти средства, приемы, пути общения. Прежде всего, можно общаться словами, голосом. Слова передают мысль, а голос-интонация окрашивает слова и мысль чувством -это и есть общение словесное. Можно общаться жестом, движением (например, позвать, указать, куда идти, оттолкнуть и т.д.). Это физическое общение в искусстве выражает «физичность общения».
Но самое тонкое общение-это «лучеиспускание» и «лучевосприятие». Такое общение называется «нежным», «щепетильным процессом».
К.С. Станиславский пишет: «Наши внутренние чувства и желания испускают лучи, которые просачиваются через наши глаза, через тело и обливают других людей своим потоком. Лучевосприятие-это обратный процесс, то есть вбирание в себя чужих чувств и ощущений».
Через лучеиспускание нельзя передавать сложные мысли, умозаключения, а только ощущения и чувства, причем передаются и самые тонкие, сложные чувства, которые не поддаются никакому слову, сознанию. Нередко эти чувства являются полной противоположностью словам, например, в некоторых драматических произведениях герои часто говорят обратное тому, что чувствуют.
Разговор: глаз - самый ценный способ общения, так как он передает подсознательное, сверхсознательное.
Упражнения на словесное общение
Педагог предлагает студентам назвать темы упражнений на словесное общение. Придуманные или предлагаемые обстоятельства должны быть такие, чтобы для общения в них требовались бы только слова.
- Метро. В вагоне разговор двух людей, один сидит, другой стоит.
- В комнате сидят двое и беседуют. Погас свет, беседа продолжается.
- Шоссе. На обочине дороги стоит машина со срочным грузом. Шофер под машиной что-то исправляет, а сопровождающий торопит его и предлагает свою помощь.
- Разговор между девочкой и мальчиком о школьных уроках через закрытую дверь.
- Деловой разговор двоих — один находится у окна на 5 этаже, другой внизу на улице.
Все указанные выше темы раздаются студентам, и предлагается действовать. Подобные задания рекомендуется давать и на дом. В упражнениях на словесное общение очень много говорить не желательно. Пусть студенты ограничиваются минимумом слов, произнося лишь те, которые необходимы для действия и достижения поставленной цели.