Это как внутренние, так и внешние ухищрения, приемы, способы, при помощи которых люди подходят при общении друг к другу и воздействуют на партнера.

Приспособления необходимы актеру для того, чтобы заражать других своим состоянием и заставить их лучше чувствовать то, что не досказывается словами. Приспособления бывают сознательные и подсознательные (интуитивные). Сами приспособления должны быть то яркими, красочными, дерзкими, то тонкими, акварельными, изящными-каждое переживаемое внутри чувство требует своего приспособления.

Актеру надо уметь приспосабливаться к обстоятельствам, времени, к каждому из людей в отдельности. При этом не следует забывать и разности приспособлений общения в связи с разностью расстояний.

Актеру надо всегда опасаться ветхости и затасканности приспособлений.

Когда приспособление износилось, надо заменить свежим. Некоторые актеры в таких случаях пополнить запас своих приспособлений заимствованием их у других, более талантливых актеров. Но это опасно, так как только в редких случаях актер может сродниться с чужими приспособлениями, перерождая их, в свои, собственные. Обычно они остаются чуждыми, мертвыми, плохими копиями. А поэтому пусть приспособления будут скромные, но свои, чем богатые, но чужие.

В театре не редко режиссер или кто-то подсказывает актерам те или иные приспособления. Здесь уместно вспомнить слова К.С. Станиславского «такими сознательными приспособлениями надо пользоваться осторожно и мудро... не позволяйте себе просто копировать их. Надо уметь присваивать себе чужие приспособления и делать их своими собственными, родными, близкими. Для этого нужна большая работа, нужны новые предлагаемые обстоятельства, манки и прочие».

Такая же психотехническая работа нужна, если артист подсматривает в реальной жизни типичные для его роли приспособления. Откуда актеру брать все новые и новые приспособления взамен износившихся?

«Любые человеческие состояния, настроения, — пишет К.С. Станиславский,-окажутся пригодными для новых красок и оттенков приспособления, если будут оправданы изнутри.»

Упражнения на правильный выбор приемов, способов общения, исходя из предлагаемых обстоятельств

  1. Встреча артистов и музыкантов в дни музыкального фестиваля «Шарк тароналари» в Самарканде. Разные певцы, музыканты, разные языки, идет общение.
  2. Встречи молодежи в дни Универсиады в Ташкенте. Разные спортсмены. Идет общение.
  3. Возвращение сына из армии и встреча с родными и друзьями.