Внимание у человека в жизни непроизвольно и непрерывно. Это своеобразное приспособление его организма к наилучшему восприятию или реагированию, сосредоточенности или действию.

В жизни мы часто можем видеть примеры такого внимания: гимнастика, работающего на трапеции под куполом цирка; хирурга, оперирующего больного, гравюра за работой; токаря, выполняющего сложную операцию по обточке деталей; кинооператора с камерой, снимающею кино и т.д.

Внимание не только диктуется внешними обстоятельствами, но и на основе внутренних побудителей (решение сложных задач, чтение, рисование и т.д.). Под влиянием жизненного опыта у человека вырабатывается или воспитывается длительность и устойчивость внимания. И если то или иное приспособление внимания становится привычным, тогда оно совершается автоматически. Все эти виды неавтоматизированного внимания переживаются нами как психический процесс, при котором из ряда впечатлений, одновременно действующих на организм человека, некоторые воспринимаются особенно отчётливо и ясно.

У каждого человека внимание бывает различно. Оно зависит от общих и чисто субъективных свойств человека и в какой-то степени и от профессии и системы воспитания. В жизни нередко встречаются рассеянные люди с поверхностным, отрывистым, скользящим и неустойчивым вниманием. Их взгляд мгновенно переходит с одного предмета на другой. Есть люди, которые наоборот, длительно сосредотачивают своё внимание на одном интересующем их предмете и с большим трудом переключают его на другие объекты.

В каждой сфере творческой деятельности человека нужно внимание, сосредоточенность мысли, чувства и целиком всего организма. Всё это во многом зависит от волевых качеств человека.

Внимание — один из важнейших аспектов сценического искусства. Сценическое внимание должно быть произвольное, то есть находиться в зависимости от нашей воли, и так же, как в обычной жизни, непрерывное. Ведь в сценической деятельности встречается много различных обстоятельств, которые убивают сосредоточенность и вызывают рассеянность. Закулисная напряжённая атмосфера перед спектаклем, волнение публичного творчества, реакция зрительного зала, чувство ответственности перед коллективом театра, жажда успеха, чувство самолюбия, тщеславие и т.д. — всё это влияет на внимание. А всё, что отвлекает наше внимание и рассеивает его, — весьма опасно в нашем искусстве. В такие минуты творчество прекращается.

Чем же. отличается сценическое внимание от внимания повседневной жизни человека?

«В жизни объекты возникают и привлекают наше внимание — говорил К.С. Станиславский, — сами собой, естественно. Там мы отлично знаем, на кого и как надо смотреть в каждую минуту нашего существования. Но в театре не то, — в театре есть зрительный зал с чёрной дырой портала, которая мешает актёру жить нормально».

Внимание нужно актёру во все время нахождения на сцене. Надо быть внимательным во время своих реплик, поддерживать внимание и во время пауз. Особого внимания требуют реплики партнёра, так как в это время актёр как бы накапливает новые силы, новый материал для своих переживаний роли, что даёт возможность подойти к бессознательному, интуитивному творчеству, к миру человеческих чувств.

Изучение элементов сценического внимания должно проходить по четырём этапам.

  • 1 этап-развитие произвольного сценического внимания и реальной плоскости.
  • 2 этап-развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости.
  • 3 этап-многоплоскостное внимание.
  • 4 этап-внимание, как средство добывания творческого внимания.