В предыдущих упражнениях мы занимали студентов объектами внимания в виде точек. Но когда в поле зрения появляется несколько предметов или несколько точек, то, естественно, расширяется и круг внимания.

Круг внимания представляет собой пространство, площадь, заключающую в себе множество отдельных, самостоятельных объектов, ограниченную линиями самих предметов. Взгляд перескакивает с одного предмета на другой, но не выходит из границ, очерченных кругом внимания.

Круги внимания бывают: малый, средний, большой.

Упражнения на круги внимания вне нас и когда мы в центре круга:

Круг внимания вне вас

  • А) Положить на стол несколько предметов. Предложить каждому студенту рассмотреть один из этих предметов и отвернувшись от стола, рассказать о предмете, который он рассматривал. При этом можно напомнить студентам, что предмет, который они рассматривали-это объект точка.
  • Б) Тот же стол с предметами. Предложить каждому студенту рассказать о них, об их особенностях — это малый круг внимания.
  • В) Рассмотреть часть аудитории с находящимся в ней столом (обязательно наметить границы обзора аудитории) и рассказать, что в ней увидели — средний круг внимания
  • Г) Рассмотреть всю аудиторию и рассказать о том, что вы в ней увидели, какие предметы-большой круг внимания.

Круги внимания, когда мы в центре круга

  • А) Посадить на стулья двух студентов и предложить им внимательно рассмотреть друг друга, сравнивая одежду у партнёра со своей-малый круг внимания.
  • Б) К двум студентам, сидящим на стульях, подсадить ещё несколько студентов и предложить каждому рассмотреть всех, включая и себя. Установить какой цвет преобладает в одежде собравшихся-средний круг внимания.

Посадить на стулья всех студентов и предложить рассмотреть (включая себя) кто в какой позе сидит-большой круг внимания. Время рассмотрения объектов в кругах внимания с каждым разом надо сокращать. Сначала на рассмотрение надо установить время по счёту 1-2-3...-30, доводить его минимально до 1-5, что важно для тренировки более обострённого внимания.

Упражнения на собирание и удержание внимания при помощи сужения и расширения кругов внимания.

1. В аудитории педагог намечает большой, средний и малый круги внимания, например одна из стен аудитории и стоящие около нее предметы-это большой круг; шкаф, стоящий у этой стены-средний круг; одна же из полок этого шкафа-малый круг, а какой-то предмет, лежавший на этой полке-объект точка.

На этих примерах и подобных им надо научить студентов практически сужать и расширять круги своего внимания.

2. Предложить каждому студенту наметить себе границы кругов внимания (большого, среднего, малого), а потом расширять и сужать их.

Следует давать больше практических упражнений, чтобы выработать у студентов механический навык перехода от малого круга (или объекта-точки) к большому кругу, и наоборот. Не бойтесь на парах чисто механической тренировки.