На сцене или площадке, в пьесе, в сценарии, в роли и в самой действительности существуют две главные плоскости жизни нашего внимания: реальная и воображаемая. Идя по линии роли, актер или исполнитель попадает то в одну, то в другую из этих плоскостей. А поэтому мы должны уметь пользоваться на сцене (площадке) не только внешним, но и внутренним зрением.

Для этого нам нужно развивать внутреннее внимание, фиксируемое на объектах воображаемой, внутренней жизни. «В нашем деле-внутреннее внимание важно, потому что большая часть жизни актёра на сцене, в процессе творчества протекает в плоскости творческой мечты и вымысла, придуманных предлагаемых обстоятельствах» — К.С. Станиславский.

Научиться передавать партнеру сновидения

Говорим ли мы, думаем ли, вспоминаем ли, фантазируем ли, о каком-либо явлении, предмете, действии, о событиях и моментах, пережитых в реальной или воображаемой жизни, мы видим всё это на экране нашего внутреннего зрения и останавливаем на этих представляющихся нам образах и объектах наше внимание.

Процесс просмотра ленты внутренних видений должен происходить на сцене всё время, пока мы живём там жизнью роли. Необходимо, чтобы все наши внутренние видения относились исключительно к жизни изображаемого лица, а не к исполнителю его, ибо они различны. Например, видения Маргилана («Минувшие дни») у актёров, играющих Отабека и Кумуша должны быть разные и соответствующие изображаемой эпохе, а уж никак не видению Маргилана нашего времени.

При этом актёру надо не" только уметь видеть объекты внутренним зрением, но и передавать эти видения партнёру.

Упражнения:

1. Вспомнить дорогу из дома в институт; дорогу до станции метро «Дружбы Народов» и т.д. Рассказать об избранной дороге, указывая отличительные признаки, характерные примеры дороги, по которым можно найти этот дом или дворец «Дружбы Народов».

2. Описать хорошо знакомое здание города, не называя его, с тем, чтобы слушающие, по характерным архитектурным признакам могли узнать и назвать это здание.

3. Предложить 3-4 студентам описать внешность одного из товарищей, облик известного актёра, писателя и др.

4. Описать широко известные памятники скульптуры, рассказать содержание картин известных художников.

Студенты, описывающие памятники, произведения скульптуры и картины, не должны называть их. Слушающие угадывают их по переданным видениям.