У человека в жизни внимание многоплоскостное. Каждая плоскость внимания абсолютно не мешает другим. Так, например, пишите письмо (первая плоскость), одновременно слушаете радио (вторая плоскость), и в это время бросаете взгляд на эстамп, висящий на стене (третья плоскость) и т.д:

На сцене, как и в действительности, внимание тоже может быть многоплоскостным. На сцене ежеминутно приходится иметь дело с несколькими объектами и плоскостями внимания. И студентам важно усвоить, что «одновременность» внимания к нескольким объектам только кажущаяся. А на самом деле в психической деятельности человека происходит очень быстрое переключение внимания- с одного объекта на другой. Это и создаёт иллюзию «одновременности» и непрерывности внимания к нескольким объектам.

Мы знаем, что многие совершаемые действия, как в труде, так и в повседневной жизни человек выполняет механически. Внимание может стать таким же механическим, автоматическим, что значительно помогает овладению многоплоскостным вниманием.

Упражнения:

1. Студенту даётся пачка спичек или цветных бумажек. Перед ним ставится такая задача: считая спички или раскладывая бумажки по цветам, одновременно рассказывать сказку или сюжет кинофильма и т.д.

2. Студенту даётся лист бумаги, на котором написаны две цифры (например, 182×24), и предлагается ему быстро решить эту задачу. А в это время один из студентов должен отвлекать вопросами, требуя от него логичного и исчерпывающего ответа.

3. Дать одному из студентов конец верёвки и предложить сделать на ней несколько узлов. Рядом поставить другого студента. Он наблюдает за тем, как тот связывает узлы, и в то же время описывает, например, какую-нибудь картину. Педагог в ходе рассказа даёт ему в руки такую же верёвку и предлагает продолжить рассказ и в то же время повторить действия первого студента, то есть завязать такие же узлы и т.д.

Следует вызвать каждого студента по несколько раз, чтобы они не расслаблялись, те отрывали своё внимание, а продолжали работать и поддерживали в себе многоплоскостное внимание.