«Актёр должен быть внимательным, пишет К.С.Станиславский, — не только на сцене, но и в жизни. Он должен сосредотачиваться всем своим существом на том, что его привлекает. Он должен смотреть не как рассеянный обыватель, а с проникновением вглубь того, что наблюдает».

Эти наблюдения необходимы для того, чтобы брать из жизни примеры и факты для своего творчества. Каждый актёр должен иметь тонкое чувственное внимание для добывания себе творческого мастерства. Каждый актёр должен чувствовать то, что изображает. Ему следует так же тщательно развивать в себе способность воспринимать впечатления, как он развивает свои вокальные средства или умение ходить и двигаться легко и изящно.

И действительно, способность воспринимать впечатления, заготовлять для своего творчества необходимый материал является важным моментом актёрского мастерства.

Мы нередко наблюдаем, как иной актёр, работая над образом, ищет обычно в своей памяти жизненный опыт, например, или внешний облик известного ему человека, подходящие для его роли.

Надо рекомендовать студентам, чтобы они наблюдая в жизни какое-нибудь событие, случай, встретившись с интересными людьми, всегда при этом ставили бы. себе вопросы: кто, что-где, почему так действует человек ? А когда приходится наблюдать жизнь человека и быть свидетелем жизненных конфликтов, то они должны по возможности ближе познакомиться со всеми сторонами его жизни; надо вскрыть его внутренний мир через поступки, мысли, порывы, проявления характера. Изучая все обстоятельства, сопутствующие действиям, поступкам, настроениям, страстям можно понять склад его души, строй мыслей и высоту стремлений.

Упражнения:

1. Спросить внезапно студента: «Во что одета сегодня ваша девушка?» Или: «Какое настроение и самочувствие у вашей соседки, сидящей справа?»

2. Предложить студентам рассмотреть предметы, хорошо им знакомые (свой портфель, сцену, туфли, галстук, пиджак, кофту и т.д.) и сказать об изменениях, прошедших с этими предметами в течение последнего времени.

3. Дать студентам домашнее задание на серию упражнений:

  • а) рассмотреть изменения, происшедшие на вашей улице;
  • б) съездить в отдалённый район вашего города, где давно не были, и отметить происшедшие там изменения;
  • в) вести наблюдения за людьми в повседневной жизни, замечая интересные типы, характеры, темпераменты и т.д., а потом рассказать на занятиях о том, что дали вам эти наблюдения, что замечено интересного.

Очень хорошо, если студенты ведут дневники, в которые записывают свои наблюдения. «Наблюдайте жизнь, научите сравнивать жизнь и театр, с предпочтением к жизни, она богаче».

Запоминайте свои наблюдения:

  1. Оригинальные жизненные мизансцены.
  2. Подсмотренные в жизни интересные физические самочувствия.
  3. Подсмотренные в жизни контрастные темпо-ритмы (конфликтующие между собой).
  4. Интересную «атмосферу». Проанализируйте в чём она выражается: в мизансценах ли, в темпо-ритмах или ещё в чём-нибудь. Всем известно, что в молодости, как наблюдательность так и впечатлительность значительно острее и глубже.

Педагогу следует чаще интересоваться наблюдениями студентов, их заготовками творческого материала, который они почерпнули из жизни. Для закрепления, а памяти этого материала рекомендуется заслушивать их. Эти рассказы дают возможность судить о способностях студентов, их наблюдательности и художественном вкусе. К тому же следует заметить, что студенты, рассказывая о своих наблюдениях, обогащают друг друга жизненными фактами и эмоциями.