Как эстетическая категория ритм обладает своими закономерностями, специфическими для каждого вида искусства. Эти закономерности обусловлены художественными средствами различных искусств (движение в танце, слова в литературе, звуки в музыке и т.д.).

Ритм-это соотношение движений и остановок в пространстве и времени, или. ритм-протекающие во времени действия, звуки, чувства разнообразных продолжительностей с перерывами между ними, или правильная смена движений, звуков, чувства различной интенсивности-это все и есть ритм.

Ученица К.С. Станиславского Л.Н. Новицкая пишет в своей книге о нем: " Что значит «сидеть в ритме»? Что значит думать о ритме? — спрашивал К.С. Станиславский студийцев и тут же, как бы отвечая на поставленные им вопросы, приводил отрывок из спектакля:

«Эсмеральда идет на казнь... Марш торжественный. Она идет медленно, а внутри её при виде гильотины что делается! Все это волнение мечущейся, растерявшейся души заметно только в её глазах, в кончиках пальцев... Вот где собирается ритм... В музыке идет „трам, трам!“, а внутри „ти-ти“.

Много раз быстрее. Внутри счет идет на 32 и медленный торжественный темп в ногах...».

Встав с кресла, он начал показывать, как идет Эсмеральда. А потом предложил студийцам пройтись в том же ритме. «Как видите, — объяснил он, внутри один ритм, а снаружи вы показываете другой ритм. Если вы ритм почувствуете, привыкнете к этому, тогда вы можете разыгрывать какую хотите драматическую ситуацию. Ритм выбивает из нас само чувство и настроение».

И далее она пишет: «На практических занятиях К.С. Станиславский учил, темпо-ритм может производить прямое и непосредственное воздействие на чувства актера. Он требовал, чтобы мы овладели им как одним из важных элементов актерского мастерства»...

Что же такое ритм? Физическая природа его определяется тем, что ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве. Он присущ различным явлениям природы, движениям живых существ. Одно из важнейших проявлений ритма-повторяемость элементов, мерность их чередования. На основе этой мерности складывается все многообразие ритмических соотношений.

В ритме должно быть обязательно известное чередование (будь то звук, движение, чувство). Если же этого чередования нет, то, значит, нет и ритма. В ритме главную роль играет не движение, а акцентировка, то есть остановка или усиление. Без ясной акцентировки в ритме нет четкости, выразительности, к тому же он не способен будет усилить эмоциональную окраску образа.