Развитие чувства ритма следует начинать через внешний (физический) ритм, так как он ухватывается легче внутреннего (психологического) упражнения.

1. Разделить студентов на четыре группы и предложить им хлопать в ладоши: первой группе-по целым нотам, второй-по половинкам, третьей — по четвертям, четвертой-по восьмым (так 4/4).

Сначала начинает хлопать первая группа, потом по знаку педагога, вступает вторая группа, к ней присоединяется третья, а затем и четвертая. Это упражнение делать в разных темпах.

2. Ходьба. Сначала по целым нотам, потом по половинкам, четвертям, восьмым .(постепенно меняя ритм). Дать студентам ощутить эти ритмы — не спешите менять их.

3. Попросить студентов ходить в резко-контрастном ритме, то и дело меняя его, например, сначала по восьмым, потом по половинкам, то вновь по восьмым, затем по четверти и т.д.

4. Действие рук и ног в разных ритмах, (например: ноги передвигать по половинкам, а руками делать жесты по четвертям или по восьмым).

5. Работа с кистями рук в разных ритмах (по целым, половинкам, четвертям, восьмым):

  • а) как бы стряхивать капли вода
  • б) как бы стрелять пальцами
  • в) сгибать каждый палец по очереди
  • г) рисовать кистью руки восьмерку и т.д.

6. Посадить студентов в ряд предложить им передавать друг другу какой-нибудь предмет в разных ритмах.

7. Действовать в разных ритмах-по целым, половинкам, четвертям, восьмым (каждый из студентов выбирает себе определенные действия):

  • а) стирать пыль с мебели,
  • б) протирать окно,
  • в) расставлять мебель,
  • г) листать страницы книги,
  • д) считать спички,
  • е) складывать книги в портфель,
  • ж) искать в сумочке письмо и т.д.

Сначала все студенты действуют в одном и том же темпо-ритме, например, по половинке, или целым, или четвертям и т.д. Потом можно делить студентов на четыре группы и предлагать одновременно действовать всем группам, в своем темпо-ритме.

8. Действовать в разных темпо-ритмах, все время, меняя их.

Все эти упражнения, кроме первого, надо проделывать под метрономы. Если же метрономов не окажется, то счет ведет сам педагог и выбранные им студенты. Когда студенты привыкнут к смене темпо-ритмов, они должны действовать в разных ритмах, «заведя» мысленно внутри себя метроном, отбивающий такты.

Даже при чтении стиха нужно также в себе завести «моторчик», который, как метроном, будет отсчитывать ритм. Как же можно и читать, и считать? Пустить этот условный «моторчик», затем можно, если хотите делать паузы, но в ритме этого «моторчика».

Для примера, можно послушать запись монолога какого-нибудь героя из спектакля или кинофильма.