В практике мастерства актера определены десять номеров темпо-ритма. Это условно, но в них дана характеристика степени нервной возбуждаемости.

Самый обычный, нормальный, это № 5 (когда вы спокойно совершаете действие, ни веселы, ни скучны).

1-это ритм-проявления высшей апатии, бездейственности (однако надо помнить, что бездействие передается действием, движением, без которого не может быть ритма). Это ритм усталого, больного, убитого горем до отупения.

10-это ритм наивысшего возбуждения, который бывает полным действием, при панике.

Например, в трагедиях В. Шекспира повышенные ритмы, т.е. высоковольтные . Здесь речь идет о крайней мере напряжений и испытаний. Радости, скорби, мучения как бы перерастают бытовые представления о чувствах, переполняя меру обычного, повседневного. Остальные номера располагаются соответственно между 1-5, 5-10. Вот, например, на ритм № 1 «Человек на поляне лежит и отдыхает». Пример на ритм № 10 ″ Пожар на пароходе" у пассажиров парохода темпо-ритмы повышенные и 121 внешний и внутренний. Как вы поняли темпо-ритм с 1 по 10 с нарастанием. Это можно наблюдать в спектаклях, в кинофильмах и театрализованных представлениях. После этих примеров можно приступить к упражнениям

1) Можно предполагать студентам создавать такие предлагаемые обстоятельства, когда возможно действовать только в ритме № 5. Студентка действует: она пришла домой. Спешить некуда. Весь вечер будет дома. Далее, она переоделась в халат. Надела домашние тапочки. Помыла руки, села за стол на диван и стала читать (Это нормальное действие).

2) Можно выполнять упражнение на постепенное нарастание ритмов от № 6 до № 9.

3) Резкий переход ритма с № 5 на № 8. Студент сидит в комнате и читает книгу № 5, телефонный звонок, что родители и ждут его в аэропорту и не знают, как туда добраться. Он торопится № 8.

В этом упражнении можно вызвать несколько групп студентов (2,3,6 человек) и дать им задания.

Первой группе из 3 человек, одному дается ритм № 2, другому № 5, а третьему № 7.

Какие предлагаемые обстоятельства можно предложить, учитывая эти ритмы?

Студенты: Я болею — ритм № 2, Я — врач — ритм № 5, Я — мать — больной — ритм № 7

Они, подумав конкретно и подробно свои предлагаемые обстоятельства, и начинают действовать.

Второй группе из 2 человек дано задание постепенно снижение ритмов, от ритма № 7 к ритму № 2. Их действия: две подруги сидят в артистической костюмерной самодеятельного театра и заканчивают шить костюм для одной из них к сегодняшнему спектаклю. До начала представления осталось полтора часа (ритм № 7). Но вот кончили, примерили, все в порядке. Надо погладить его. Одна девушка гладит, а другая готовит свой костюм, вещи, нужные для данного представления. Потом помогает одеваться своей подруге (ритм № 6). Обе одеты 30 минут, грим легкий, простой, можно не торопиться (ритм № 5).

Третьей группе № 3 6 человек можно предложить менять ритм, постепенно наращивая его с № 5 до № 9.

Предлагаемые обстоятельства таковы: студенты на маевке у предгорья Чимгана. Они сидят и отдыхают на лужайке. Вдруг в стороне села, показался густой черный дым, потом вспыхнуло как зарево, и небо стало красным. Оказалось-пожар в селе. Сами студенты дают друг-другу различные темпы упражнений.