Упражнения по выработке правильного ощущения мышц и чувства взаимосвязи партнеров:

  1. Одному студенту встать в защитную позу, крепко упершись ногами в пол. Другому делать попытку сдвинуть его плечом с места, затем каждому из действующих лиц определить, какие мышцы напряжены, потом повторить борьбу без физического воздействия на партнера. Требовать от студентов по памяти восстановить последовательно правильные мускульные ощущения борьбы.
  2. Сильно толкнуть партнера, чтобы он отлетел и упал; слабо толкнуть
  3. Оторвать партнера от стула
  4. Взять за руку и потащить его за собой
  5. Остановить и повернуть бегущего на вас человека
  6. Сцепившись руками, заставить партнера сесть на колени
  7. Вырвать руки из рук партнера. Выхватить стул, книгу, письмо
  8. Освободить колени из рук партнера
  9. Связать руки за спиной
  10. Освободить руки от веревок
  11. Внезапно набросится из-за угла, сзади на партнера, освободиться от внезапно напавшего партнера
  12. Тянуть веревку, кто кого перетянет (разделить студентов на две группы)

Каждое упражнение необходимо проводить сначала физическим воздействием на партнера, т.е. вести настоящую борьбу, чтобы проверить правильность мускульного ощущения и уточнить какие мышцы напрягаются и насколько. Потом уже повторить эти упражнения без физического воздействия, т.к. на сцене при борьбе прямого физического воздействия на партнера не допускается.

Упражнения на выработку коллективности, взаимосвязанности

1. Парные, согласованные, беспредметные действия, пилить дрова; тащить большой ящик, диван; передвигать шкаф; грести, играть в теннис, играть в мяч и т. д.

2. Передавать тяжести по кругу, всё время, меняя предметы; то тяжелый ящик, то кирпичи, то ведра полные, то пустые. Действуя, наметьте цель, меняя предмет, с которым действуйте также меняйте цель.

3. Групповые упражнения на беспредметные действия с тяжестями:

  • на лесозаготовке (валить деревья, обрубать сучья, пилить деревья, укладывать бревна);
  • посадка молодых деревьев и кустов;
  • на стройке

В этих упражнениях необходимо давать, воспроизводить только те действия, которые знакомы по жизненному опыту. Доводить упражнения до правильного мускульного напряжения.