Не рассказывая студентам предварительно о свойстве магического «если бы» нужно заранее готовить ряд упражнений, чтобы для них это являлось экспромтом. Взяв на выбор несколько предметов, они даются студентам поочередно в протянутые им руки, и быстро произносить при этом:

  1. Вручая платок — «вот вам мышь»;
  2. Подавай коробочку — «здесь лягушка»;
  3. Подавая баночку — «в нем черви»;
  4. Взглянув на голову студентки — «ой, ой, по вам ползет огромный паук»;
  5. Дать студенту выпить из бутылки — «попробуйте»..., он начинает пробовать, — «там керосин»... и т.д.

Реакция студентов на эти слова бывает обычно мгновенной. Одни пуляются и бросают предмет, другие вздрагивают и выражают удивление, третьи как бы каменеют, поражаясь этой неожиданности.

Магическое «если бы» состоит в том, что оно выполняет свою роль, одно моментально, не требуя себе дополнения и помощи. За свою силу воздействия, возбуждающую мгновенно, инстинктивно самое действие, мы и называем его «магическим».

Заканчивая упражнения по разделу «если бы», надо объяснить студентам, что им придется сталкиваться с «если бы» не только в действиях самой роли, но и во всех компонентах пьесы или сценарии, то есть с многоэтажным «если бы».

Автор драматургического произведения дает свои «если бы», в замысле автора и режиссера есть свои «если бы». Каждый исполнитель должен это учитывать в разработке своей линии действия.