Проделаем несколько практических упражнений на выработку специальных чувств коллективности.

По первому хлопку встаньте; по второму-возьмите свой стул; по третьему, идите со стульями по кругу друг за другом, сохраняя одинаковую дистанцию. Всё время слушайте команду педагога, который будет то ускорять, то замедлять темп движения. По команде «стой» должны остановиться и стоять, пока не будет следующей команды «пошли». Это первая часть упражнения.

И далее после очередного «стоп» педагог говорит: «Сели друг против друга в две шеренги» и хлопает в ладоши. Вот тут очень важно, чтобы студенты не натыкались друг на друга, не задевали товарищей стульями, выстраиваясь в две шеренги (одни направо, другие налево). По второму хлопку студенты ставят перед собой стул. По третьему хлопку все обходят стул с правой стороны и садятся на него. Эти упражнения должны проходить спокойно, без суеты.

Далее можно объяснить студентам следующие упражнения:

1. По первому хлопку встаньте со стула. По второму хлопку берите стул в руки. По третьему хлопку меняйтесь местами с соседом, стоящим напротив вас.

2. То же самое по счету: на раз-встаёте и берёте стул; на десять — ставите свой «стул на место соседа — сумейте распределиться во времени и пространстве.

3. По определённому счету меняйте расположение поставленных стульев; то кругом, то полукругом, то цепочкой, то прямоугольником и т.д. всё время действуйте бесшумно и точно, распределяясь во времени и пространстве.

4. По первому хлопку встаёте и берёте свой стул; по второму хлопку начинаете ходить со стульями в разных направлениях; все время в одном направлении. Следите, чтобы не задевать соседей стульями. По третьему хлопку ставите стул на прежнее место и садитесь.

5. «Вороны и воробьи». Вызвать студентов, разделить их на две группы. Одной дать название «воробьи», а другой-«вороны». Объяснить условия игры: если будут названы «воробьи», то они должны убегать, а вторая группа «вороны» будут их ловить, и наоборот. Поставить группы спиной друг к другу. Ведущий объявляет: «Приготовиться!» потом медленно произносит, растягивая по слогам «Во-ро-(пауза)-бьи!» или «Во-ро-(пауза)-ны!». Это упражнение развивает не только внимание, но и выдержку.

6. «Название городов». В этом упражнении участвует вся группа. Первый студент называет какой-нибудь город, например, «Фергана», второй студент повторяет названный город и добавляет исходя из того, какой буквой кончается предыдущий названный город «а» — новый город-«Андижан» и далее «Наманган» и т.д. И так все по очереди, друг за другом повторяют и добавляют названия городов.

Тот студент, который не сумел перечислить всех городов, названных до него, объявляет себя проигравшим и выходит из игры. Данное упражнение развивает не только внимание, но и память.

7. «Пишущая машинка». Педагог распределяет между студентами все буквы алфавита (в зависимости от состава группы, некоторым студентам может быть дана не одна, а две-три буквы). Затем педагог предлагает какую-нибудь известную фразу. Например: «Россия, ты Родина моя» по строкам студент, которому при раздаче алфавита достались буквы «у», хлопает в ладоши, за ним хлопает тот, у которого буква «з» и т.д. до конца слова. Интервалы между словами отмечает вся группа, — студенты стучат ногами об пол, а в конце строчки — встают.