Несколько упражнений на наблюдательность и оценку студентов:

1. Вызвать двух студентов и дать им задание: один, создав мысленно предлагаемые обстоятельства, и не раскрывая их партнеру, начинает действовать (с воображаемыми предметами). Другой следит за первым, стараясь понять, что он делает, а потом включается в его действия. При этом он все время наблюдает за партнером, согласуя с ним свои действия. Все упражнения выполняются молча.

Вот, например, одно из выполненных упражнений. Первый студент начал устанавливать магнитофон, усилитель и стал прослушивать шумы музыки для представления. Второй студент, поняв его действия, подключился к нему, стал подавать ему коробки с кассетой и т.д. Потом они вместе стали переписывать шумы музыки на новые аудиокассеты. Проверяли и устанавливали свет и т.д. Получилось упражнение «Подготовка к репетиции».

2. Вызвать двух студентов. По хлопку они занимают любое непроизвольное положение. Каждый оправдывает получившуюся групповую комбинацию, создает к ней предлагаемые обстоятельства. Начинают действовать, наблюдая друг за другом, пытаясь понять и оправдать действия друг друга, согласовать свои действия с партнером и направить их к одной цели.

Вот, например, выполненное упражнение: после ряда действий студенты упражнения пришли к одному сюжету «привал туристов». Действия, проделанные ими в процессе работы: подтянули на берег лодку, привязали ее к вбитому колышку, установили палатку, сделали постели в палатке, набрали хвороста, разожгли костер и т.д. Созданные предлагаемые обстоятельства одного студента отвечали сделанному упражнению, второму же пришлось по ходу действия менять свои придуманные предлагаемые обстоятельства.