Прежде чем начать упражнения, надо приводить пример на два разных «масштаба» общения, или иначе два разных приспособления в связи с разностью расставания между партнерами. Предположим, что один из студентов-рабочий, другой-бригадир. Вы работаете крановщиком на стройке. Бригадир находится внизу на строительной площадке. Он должен сообщить крановщику, что нужно срочно подать материал к новому корпусу. Для этого ему приходится напрягать голос. Движения, жесты в этом случае должны быть широкие, крупные, вообще все внешние приспособления, когда отношение идет на расстоянии, надо усиливать, делать их резче, виднее.

Если же бригадир даст задание рабочему, когда он находится рядом, то говорить надо нормально, жест должен быть выразительный, но не укрупненный.

  1. Идет спуск после восхождения на высокую гору, один из альпинистов стоит высоко на выступе горы в низу другой и что-то ему сообщает о спуске.
  2. На другом берегу реки Сырдарья сидит девушка. Нужно позвать ее.
  3. Дом. На балконе 5 этажа стоит девушка и смотрит вниз, где молодой человек, который уговаривает ее назвать имя и т.д.

Кроме этих упражнений, надо предложить студентам придумать самим темы на «масштаб» общения и проделать их. Надо следить, чтобы способы общения, «масштаб» соответствовали обстоятельствам и, чтобы не нарушалась логика действий. Надо напомнить студентам о необходимости создания конкретных предлагаемых обстоятельств, четких взаимоотношений действующих лиц.

Всякое человеческое настроение, состояние, может служить приспособлением «к каждому действию,-пишет К.С. Станиславский, — имеется тысяча разных приспособлений. Актеру нужно от одного спектакля к другому менять свои приспособления, освежая этим самым свою роль. Нет ни одной человеческой страсти, которая не могла бы быть приспособлением».

Составляем список человеческих настроений, состояний, как-то: спокойствие, возбуждение, добродушие, ирония, придирчивость, упрек, каприз, обман, притворство, отчаяние, угроза и т.д. Ткните пальцем в этот список и берите приспособлением для выполнения какого-либо действия то состояние, на которое вам укажет случай. Работая над спектаклями, кинофильмами или другими театрализованными представлениями, ни один режиссер или исполнитель не обходятся без приспособления, когда они оправданы изнутри.