Каждый актер и режиссер должен развивать воображение. Не насиловать воображение, а увлекать его своим замыслом, зрительным рядом видений. Воображение должно быть, во-первых, активным, то есть активно толкать актера на внутренние и внешние действия, а для этого надо найти, нарисовать себя воображением. Какие условия, какие взаимоотношения, которые заинтересовали бы актера и толкнули бы его к активному творчеству; во-вторых, воображение должно быть логичным и последовательным; в-третьих, нужна ясность цели, интересное задание, чтобы не мечтать ради самого мечтания — «без руля и без ветрил».

Реальное воображение в мире окружающих нас вещей в реальной плоскости.

Упражнения:

1. Смена места: Урок, педагог, студенты подлинная действительность, вымысел-урок проходит не в обычной аудитории института, а в актовом зале, где есть сцена. Для примера можно попросить студента, чтобы он пофантазировал. Почему наш урок проходит в актовом зале? Студент: По режиссуре мы делаем этюды в аудитории, но там нет сцены. Скоро хотим показать композицию, составленную из этюдов, и поэтому в актовом зале на сцене отрабатывать этюды удобно. Можно дать оценку, заключение по данному вымыслу и предложить студентам действовать. Каждый студент сам должен зафантазировать, какой этюд он будет показывать, и рассказывает об этом всей группе.

2. Аудитория, педагог, студенты, урок подлинная действительность, вымысел-смена времени суток. Урок происходит не днем по расписанию, а вечером.

  • — Почему вы задерживаетесь к вечеру? Вот примерно как построил свой вымысел студент.
  • — Завтра у нас показ этюдов за первый семестр. Сдаём упражнения по элементам актёрской техники. Упражнения по элементу «воображение» у некоторых не получаются. То нарушается логика, то вместо подлинного действия появляется механическое... . Вот мы и решили задержаться. Чтобы родители не волновались, мы решили известить их. Каждый студент начинает думать, как же быть, как известить? Наблюдая за студентами и выслушивая их предложения, можно понять, как они начали действовать в созданных предлагаемых обстоятельствах.

3. Урок, педагог, студенты, аудитория подлинная действительность; смена времени года-лето, зима, весна, осень. Каждый раз надо требовать от студентов конкретно намечать предлагаемые обстоятельства. В ходе урока помогать им постановкой того или иного вопроса: почему, где, когда, как, зачем? Это всегда будоражит и активизирует их воображение. Можно все предлагаемые обстоятельства сделать вымышленными. Из реальной обстановки оставить только аудиторию, да и ту преобразить нашим воображением. Переродить для себя весь мир вещей с помощью внутреннего видения. Загородка делается из стульев, столов, вещи наделяются иными свойствами и т. п. При этом мы не верим в подлинность того, что стулья — это дерево и скала, но мы верим подлинности своего отношения к подставным предметам, если бы они были «деревом» или «скалой». Можно предложить студентам, чтобы вообразили, что эта аудитория представляет собой — арчовый лес. Сначала они должны зафантазировать предлагаемые обстоятельства, прелюдию.

Один студент начал фантазировать примерно так:

  • — После окончания учебного года мы решили совершить загородную поездку в Чимган с ночёвкой. Для этого надо было с собой взять кастрюлю, чайник, пиалушки, мяч и продукты спальные мешки, и всё это сложить в рюкзак.

Прервав рассказ студента, надо предложить ему, сейчас же распределить между студентами все перечисленное им. Он начинает это выполнять. Затем можно другому студенту предложить ему продолжать начатый рассказ и развивать мысль об этой поездке:

  • — В назначенный день и час мы собрались на станции «Салар» и поехали поездом до Ходжикента, затем пешком до Чарвакского водохранилища. Там очень красиво, горы, деревья, пляж...

Опять можно прервать рассказ и предложить продолжить его третьему студенту. И так, вызывая то одного, то другого студента, можно продолжать упражнение всей группой. После того, как студенты создадут прелюдию и предлагаемые обстоятельства, надо предложить им преобразить вещи: например, стулья — это будут «деревья», столы-огромные «камни», и т. д.. Студенты приступают к выполнению задания: из стульев, столов, книг, сумок, окон, дверей и др. они своим воображением создают костёр, пригорок, чайник, пень, кастрюлю и т. д. Убедившись, что студенты поняли этот процесс мысленного переноса воображения, надо предложить им действовать, но перед этим рекомендовать каждому поставить перед собой вопрос: если бы я был у водохранилища, что бы я стал там делать? Студенты составляют для себя каждый своё мнение действий, проверив их, можно предложить им выполнять намеченное. Часть студентов нужно оставить в качестве зрителей. По окончании упражнения необходимо обсуждать. Сначала надо предложить высказываться студентам, а потом подводить итог, указывая на ошибки в упражнении, и в высказываниях выступающих. Такое обсуждение приучает студентов правильно разбираться в сделанном, развивает чувство логики, правды и самокритики.