До сих пор все наши упражнения по развитию воображения проходили в реальной плоскости, соприкасаясь с миром вещей, на окружающих (аудитория, дверь, стол и т. д.). Теперь мы перенесём наши действия в область воображения, и в ней будем действовать также активно и логично, как в реальной плоскости, но лишь мысленно.

Упражнения:

1. Взять материал для мечтания из жизненного ежедневного обихода. Вот например, как следует вести данные упражнения: вопрос студенту: где и когда будет происходить действие?

Студент: У предгорья Чимгана, днём.

Вопрос: Расскажите по подробнее, что это за место? Студент начинает рассказывать подробности о предгорьях Чимгана, создав прошлое-прелюдию. Мы группа студентов сговорились поехать сегодня в Чимган за грибами. Приехали мы сюда рано. Ходили по предгорью Чимгана сначала все вместе, но, постепенно увлёкшись поисками грибов, разошлись в разные стороны. Уходили всё дальше друг от друга, кричали, чтобы не потеряться. Но вскоре кричать надоело. Было много грибов, каждому хотелось набрать побольше. Если сделать вывод, значит это цель их стремлений, то есть для чего они здесь. Теперь же, когда ими созданы прелюдия, предлагаемые обстоятельства наметили цель, совершили ряд последовательных, логических действий, мысленно или рассказывая о них; но не в манере литературного чтения, а действуя, сидя на месте.

2. Теперь надо предложить студентам, чтобы они перенеслись в незнакомые несуществующие для них условия, но возможно существующие в реальной жизни: полёт в космос, кругосветное путешествие, поездка в Антарктиду, поездка в Африку и т.д. Чтобы это было выполнено не «вообще», не «приблизительно», а во всех подробностях, логично и последовательно, придётся им черпать материал из книг, кинокартин, документальных фотографий , из рассказов людей, испытавших всё это в жизни. А остальное, чего не достаёт для мысленного воссоздания картины путешествия, пусть творит воображение.

3. Можно предложить студентам, чтобы они переносились в мир необычного, сказочного. В этих мечтаниях главная творческая работа падает на нашу фантазию, так как литература, живопись, кинофильмы дают нам лишь намёки на всё это. К.С. Станиславский пишет, что если вы сумели поставить себя в центр вымышленных условий, если вы чувствуете себя находящимся среди них, если существуете в самой гуще воображаемой жизни, в мире воображаемых вещей и начинаете действовать от своего собственного имени-то это называется на актёрском языке «я есть». Надо напоминать студентам, что во всех данных упражнениях логике и последовательности действия принадлежит одно из главных мест. Упражнения на групповых рассказах. Один из студентов даёт для начала темы рассказа, например:

  • — Катание на канатной дороге в Чимгане.
  • — Купание в Чарвакском водохранилище.
  • — На дне рождение сокурсника и т.д. Один из студентов начинает рассказ, говорит одну фразу, высказывает одну мысль. Затем продолжает второй, за ним третий в так далое. Это упражнение тренирует не только воображение, но и внимание. Надо следить, чтобы в рассказе не нарушалась линия поведения действующих лиц, чтобы была логика и последовательность, и чтобы они не упускали конечной цели рассказа.